Наумович Андрей Николаевич
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва, председатель Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации

PDA
 Наумович Андрей Николаевич
Главная События

События

31 октября 2018 года состоялось совместное заседание палат Национального собрания Республики Беларусь по вопросам депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики и ответам Правительства Республики Беларусь.

31 10/2018

Перед парламентариями выступил заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Кухарев В.Е. с докладом на тему «Об актуальных вопросах и перспективах развития в сферах строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта».

Говоря о перспективах развития строительной отрасли, вице-премьер сообщил, что основными задачами здесь являются повышение качества строительства и снижение его сметной стоимости, наращивание экспорта. В январе-сентябре 2018 года вклад строительства в ВВП составил 5,1 процента.

Касаясь стратегии развития жилищного строительства, он особо отметил, что в течение ближайших трех лет объемы строительства жилья составят не менее 10 тысяч квартир в год. По словам В.Е.Кухарева, в 2018 году на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий стояли 34,8 тыс. многодетных семей. Из них 6 тыс. ждут очереди более трех лет, у почти 3 тыс. семей четверо и более детей. Принятые меры позволят уже в текущем году обеспечить квартирами более 7 тыс. многодетных семей, что в 2,5 раза больше, чем в 2017 году.

Особое внимание Правительство уделяет вопросам строительства стратегически важных и социально значимых для республики объектов в рамках Государственной инвестиционной программы. В 2018 году предусмотрено строительство и реконструкция 118 таких объектов, из которых 40 планируется ввести в эксплуатацию в текущем году.

Ведется системная работа по повышению эффективности работы предприятий строительного комплекса. Принятые Правительством решения позволили обеспечить повышение рентабельности продаж стройматериалов (за январь-август 2018 года — 11,0 процента); увеличить до 69,1 процента долю использования отечественных сырья и материалов в 2018 году (Программой СЭР к 2020 году их доля должна вырасти до 85 процентов; обеспечить среднюю загрузку предприятий — изготовителей базовых строительных материалов, в том числе цементных заводов более 88 процентов, стекольных — практически до 100 процентов.

Вице-премьер отметил положительную динамику экспорта строительных услуг и материалов. За 8 месяцев 2018 года экспортировано строительных материалов на сумму 276,9 млн. долл. США (105,5 процента к уровню периода 2017 года). Экспорт по основной линейке стройматериалов растет не только в денежном, но и в натуральном выражении. Положительный темп обеспечен и по экспорту строительных, архитектурных, а также инженерных услуг, который за январь-август 2018 года по республике составил 101,0 процента (или 541,7 млн. долларов США).

Рассказывая о состоянии жилищно-коммунального хозяйства заместитель Премьер-министра отметил, что созданный экономический механизм установления планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги позволяет ежегодно выполнять доведенные задания по снижению затрат не менее чем на 5 процентов.

Главой государства поставлена задача об обеспечении к 2025 году всех потребителей качественной питьевой водой. В этих целях местными органами власти обеспечена оценка ситуации и инвентаризация систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, включая сельские. По итогам инвентаризации для решения поставленной задачи необходимо построить 400 водозаборных скважин, 1 336 станций обезжелезивания воды, 4,5 тыс. км водопроводных сетей.

В.Е.Кухарев сообщил, что Правительством проработан вопрос о создании национального агентства по водоснабжению и водоотведению, а также внесению изменений и дополнений в Закон по вопросам питьевого водоснабжения. Агентству предлагается координировать повышение качества услуг потребителям, а также привлечение инвестиций и международных займов в этой сфере. Правительство достигло договоренностей с Международным банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком о привлечении финансовых средств на строительство в Беларуси новых станций обезжелезивания. Готовятся необходимые документы для их реализации.

За счет поступательного роста объемов капитального ремонта жилищного фонда (с 2,27 млн. в 2015 году до 2,64 млн. кв. м в 2017 году) достигнут показатель в 2,5 процента по доле ввода капитально отремонтированных жилых домов к площади эксплуатируемого жилья. Наша цель — увеличение его до 3 процентов, только так мы обеспечим оптимальный межремонтный срок эксплуатации жилищного фонда. К этой цели мы должны прийти уже в 2020 году. Объем ремонтируемого жилья должен ежегодно составлять не менее 3,6 млн. кв. метров, подчеркнул В.Е.Кухарев.

На завершающей стадии согласования находится нормативный правовой акт о тепловой модернизации жилья, согласно которому ее будут финансировать с привлечением средств граждан. Решение о необходимости тепловой модернизации будет приниматься самими жильцами, уточнил вице-премьер.

Кроме того, В.Е.Кухарев отметил, что тарифы на услуги ЖКХ в 2019 году вырастут не более чем на 5 долларов США в эквиваленте. Проект документа, который установит тарифы на 2019 год, планируется подготовить к середине ноября. Местные органы власти представили планово-расчетные цены, эта информация обобщена Минжилкомхозом и передана в Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Параллельно Министерство энергетики проводит работу по расчету топливных балансов.

В своем докладе вице-премьер коснулся и темы обеспечения спроса населения на дешевое частное жилье. Домостроительные комбинаты уже разработали типовые проекты индивидуальных жилых домов, которые будут дешевыми – около 300 долларов США за квадратный метр. Мы видим, что они будут пользоваться большим спросом, сказал В.Е.Кухарев. Он также сообщил, что во исполнение поручения Главы государства в 2018 — 2020 годах в многоквартирных жилых домах будет обеспечена замена лифтового оборудования, которое отработало нормативный срок службы.

В связи с тем, что услуга теплоснабжения является самой весомой для потребителя, вопросы эффективности и надежности теплоснабжения остаются ключевыми. Всеми облисполкомами с участием Департамента по энергоэффективности приняты программы по оптимизации систем теплоснабжения и модернизации неэффективных котельных. В результате их реализации к 2021 году снижение затрат на производство тепловой энергии составит не менее 20 процентов.

В сфере обращения с твердыми коммунальными отходами главная задача — повышение эффективности и уровня использования этих отходов, сказал вице-премьер. В 2018 году сохраняется динамика роста общего объема сбора вторичных материальных ресурсов с ожидаемым достижением показателя в 700 тыс. тонн (рост к 2017 году — 107 процентов). Использование коммунальных отходов ожидается на уровне не менее 18,5 процента (в 2017 году — 17,2 процента).

Отрабатываются новые технологии по энергетическому использованию коммунальных отходов, реорганизации системы сбора вторичных материальных ресурсов за счет внедрения депозитной (залоговой) системы обращения тары (стеклянные и ПЭТ-бутылки, металлическая банка из-под напитков), строительства объектов по компостированию органической части коммунальных отходов.

В.Е.Кухарев проинформировал депутатов о том, что подготовка к внедрению в стране депозитной (залоговой) системы сбора тары завершена и в настоящее время Национальным агентством инвестиций и приватизации осуществляется поиск инвестора и прорабатываются условия его участия в создании и управлении такой системой. Проведена также предпроектная подготовка организации производства RDF-топлива из твердых коммунальных отходов и его использованию в цементной промышленности.

Вице-премьер также рассказал о работе, которую Правительство проводит в тесном взаимодействии с депутатским корпусом над значимыми для жилищно-коммунального хозяйства законопроектами, предусматривающими изложение в новой редакции Жилищного кодекса и внесение корректив в Законы по вопросам питьевого водоснабжения. Он пояснил, что в текущем году в Палату представителей внесен проект Закона «Об изменении законов по вопросам благоустройства и поддержания надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов», готовятся законопроекты «Об изменении законов по вопросам погребения и похоронного дела» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

В сфере транспорта реализуется ряд государственных программ — развития транспортного комплекса, развития и содержания автомобильных дорог, а также республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала, отметил В.Е.Кухарев. Вклад транспортной деятельности в ВВП страны за 9 месяцев 2018 года составил 5,9 процента. Это обеспечено за счет роста грузооборота на уровне 104,7 процента и пассажирооборота — 102,8 процента к уровню соответствующего периода 2017 года, пояснил он.

Основной задачей транспортной отрасли в текущей пятилетке является рост экспорта услуг, подчеркнул заместитель Премьер-министра. Они формируют почти 45 процентов общего объема экспорта услуг страны. Экспорт транспортных услуг за январь – август 2018 г. составил 2,6 млрд. долларов США, что на 13,7 процента выше уровня соответствующего периода прошлого года.

Привлечение инвестиций также одна из приоритетных задач. В.Е.Кухарев разъяснил, что в текущем году в развитие транспортного комплекса направлено 5,1 процента общего объема инвестиций в основной капитал республики и 20,5 процента прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Это позволяет наращивать потенциал и повышать конкурентоспособность отрасли.

Наращивание объемов услуг транспорта в совокупности с реализацией мер по снижению затрат позволили организациям транспорта достичь рентабельности продаж за январь-август 2018 года на уровне 11 процентов.

В качестве еще одного приоритета вице-премьер назвал развитие транзитной привлекательности и использование выгодного географического положения страны. Это осуществляется путем модернизации международных транспортных коридоров, проходящих через республику, в том числе участка Экономического пояса Шелкового пути.

В.Е.Кухарев рассказал, что в области дорожного хозяйства идет постоянная работа по восстановлению и улучшению эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования, мостов и путепроводов. В текущей пятилетке завершено строительство второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска. В рамках проекта «Модернизация транзитного коридора» ведется реконструкция автомобильной дороги М-6 Минск — Гродно — граница Республики Польша (Брузги) с завершением проекта в 2019 году. Готовится к реализации пилотный проект на условиях государственно-частного партнерства по реконструкции автомобильной дороги М-10 Граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин (на участке км 109,9 — км 195,15). Прорабатывается вопрос реконструкции дорог М-7 и М-3.

По словам заместителя Премьер-министра, после реконструкции и строительства с начала текущей пятилетки в эксплуатацию введено 167,4 км республиканских автомобильных дорог. Протяженность автомобильных дорог с хорошим состоянием достигла 8 727 км (к 2020 году —до 9 367 км), с повышенным скоростным режимом — 1 359 км (к 2020 году — до 1 587 км), число объектов придорожного сервиса составило 1 839 единиц. С 2017 года отремонтировано и реконструировано более 2,5 тысяч км местных автомобильных дорог.

В.Е.Кухарев особо отметил, что особую озабоченность вызывает техническое состояние мостовых сооружений: 32 объекта требуют проведения неотложных работ по реконструкции. В настоящее время проводится работа с Европейским банком реконструкции и развития по привлечению финансовых средств на реализацию проекта по ремонту (реконструкции) автодорожных искусственных сооружений. Аналогичная работа ведется и по мостовым сооружениям, находящимся в коммунальной собственности.

В области воздушного транспорта, по словам вице-премьера, необходимо обеспечить развитие рынка международных авиаперевозок, кардинально повысить привлекательность авиатранспорта для граждан Республики Беларусь. В этих целях продолжена реализация инвестиционного проекта по обновлению и увеличению парка воздушных судов БЕЛАВИА. В рамках проекта авиакомпания приобрела в собственность восемь современных самолетов. Их приобретение позволило значительно расширить рынок авиаперевозок, открыть новые регулярные маршруты. В 2018 году впервые начато выполнение регулярных полетов по воздушным линиям Минск — Казань, Минск — Ростов, Минск — Кишинев.

Ожидается, что в 2018 году пассажирооборот в сфере авиаперевозок вырастет по отношению к 2015 году на 41 процент. Прогноз роста пассажирооборота к уровню 2017 года составит около 15 процентов (средний мировой прирост пассажиропотока составляет 6 — 7 процентов в год).

В ноябре 2018 года будет завершена реализация инвестиционного проекта «Строительство в Национальном аэропорту «Минск» второй искусственной взлетно-посадочной полосы с объектами вспомогательного назначения.

Для развития наземной авиационной инфраструктуры в 2019 — 2021 годах планируется строительство нового терминала в Национальном аэропорту «Минск». В целях повышения эффективности использования аэродромной сети в регионах Беларуси, удовлетворения потребностей населения, туристов и субъектов хозяйствования в доступных и безопасных авиаперевозках ведется работа по загрузке областных аэропортов, привлечению новых авиакомпаний, в том числе лоукостов, для осуществления полетов в эти аэропорты. В 2018 году начата реконструкция аэродрома «Орша» с капитальным ремонтом существующей взлетно-посадочной полосы.

Касаясь сферы железнодорожного транспорта, В.Е.Кухарев отметил, что перспективным направлением здесь являются контейнерные перевозки. За 9 месяцев 2018 года количество ускоренных контейнерных поездов, проследовавших в сообщении Китай — Европа — Китай по сухопутным маршрутам с участием железнодорожного транспорта, составило 122,9 процента к аналогичному периоду 2017 года. Он также пояснил, что с учетом строительства Белорусской АЭС продолжается электрификация участков Белорусской железной дороги. Ранее были завершены работы по электрификации участков железной дороги Гомель — Жлобин — Осиповичи, в прошедшем году — участка Молодечно — Гудогай — госграница с Литвой. Начата электрификация участка Жлобин — Калинковичи, с учетом которого доля электрифицированных железнодорожных линий Белорусской железной дороги составит около 25 процентов.

В области автомобильного транспорта в качестве перспективного направления вице-премьер обозначил международные перевозки, добавив, что особое внимание здесь уделяется развитию среднего и малого бизнеса. Продолжается работа по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности путем системного упразднения административных барьеров и формирования комфортных условий для начала ведения бизнеса.

Говоря о развитии сферы водного транспорта, В.Е.Кухарев рассказал о продолжении работы по реконструкции объектов Днепровско-Бугского канала, что позволит в будущем осуществить реализацию международного проекта по строительству водного пути, соединяющего Балтийское и Черное моря.

Развитие транспортной отрасли тесно связано с развитием логистической системы Беларуси, подчеркнул заместитель Премьер-министра. Он проинформировал парламентариев о том, что сегодня в стране действуют более 50 логистических центров различной направленности. В течение 2016 — 2017 годов объем логистических услуг вырос в 1,9 раза к уровню 2015 года (согласно Программе социально-экономического развития на 2016 — 2020 годы — к 2020 году в 1,5 раза); общая складская площадь логистических центров увеличилась в 1,7 раза (к 2020 году в 1,64 раза).

По завершении доклада заместитель Премьер-министра ответил на вопросы парламентариев.

Депутат Земченок С.Р. обратил внимание вице-премьера на то, что устройство в его избирательном округе пограничного перехода обусловило увеличение транзитного автомобильного потока по улицам населенных пунктов. Решению проблемы, по мнению депутата, способствовало бы строительство объездной дороги. Кроме того, он указал на сложность содержания транзитных дорог в надлежащем качестве исключительно за счет бюджета Шарковщинского района Витебской области.

Депутат Брич Л.Г. отметил, что в Программе деятельности Правительства основной акцент в сфере жилищного строительства делается на индивидуальное строительство. В связи с этим он предложил рассмотреть вопрос об изменении статуса жилья в садовых товариществах, расположенных в границах населенных пунктов и рядом с ними. По мнению депутата, при наличии надлежащих условий проживания такое жилье может считаться не садовыми домиками, а жилыми домами.

Далее на вопросы парламентариев отвечали члены Правительства.

Депутат Марочкова Т.Б. предложила Министру архитектуры и строительства Республики Беларусь Микуленку Д.М. рассмотреть вопрос о возможности передачи в коммунальную собственность акционерных предприятий, которые решением общего собрания акционеров ликвидируются. Это поможет, по мнению депутата более эффективно решать на местах проблемы занятости населения и возвращения в хозяйственный оборот неиспользуемых зданий.

Депутат Анисим Е.Н. попросила Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Терехова А.А. взять на контроль решение проблемы, связанной с невыполнением некоторыми жилищно-коммунальными службами постановлений суда об исправлении нарушений, допущенных при осуществлении капитального ремонта жилых домов.

Депутат Нехайчик О.В. обратила внимание первого заместителя Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Карповича А.Б. на невыгодное месторасположение белорусских товаров на полках объектов крупных торговопроводящих сетей.

Всего депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали членам Правительства 12 вопросов.

Следующее заседание Палаты представителей запланировано на 12 ноября 2018 года.


Все новости

Помощники депутата

Сазонко Валентина Ивановна
 (8-0154) 53-40-33   (+37529) 282-14-95

Утовка Анастасия Викторовна
 (+37529) 285-08-88

Великин Анатолий Леонидович
(8-0154) 61-20-00  (+37529) 370-00-00